Logo
Турклуб им. Смирнова   |   Weekly - все выпуски   |   Напишите нам
Выпуск 66. Восхождение на вулкан Адамс в мае 2001 года

"Генерал! Ералаш перерос в бардак."
И. Бродский

ТТХ

"Учите матчасть."
Военная мудрость

Вулкан Адамс, 12,276ft или 3741м, вторая по высоте вершина в штате Вашингтон, США, третья по высоте в Каскадных горах. Последнее извержение: около 3500 лет назад. Пройденный маршрут: Adams Glacier, Grade II, Class 4.

Участники: Олег Конончук (руководитель), Андрей Вахутинский, Владимир Кельман, Александр Марков, Игорь Слепчин

N.B. Параллельно с нами шли две другие группы из клуба. Данный отчет описывает только впечатления нашей группы.

Начало

"Сначала был хаос."
Бог

Начнем мы наш рассказ традиционно, с начала. Началось же все несколько месяцев назад, когда Саша Букреев начал подумывать пойти на Уаскаран. Соответственно, встал естественный вопрос о тренировочном походе; таким образом и всплыл Адамс. Идея быстрo получила поддержку в широких народных массах.

Итак. Прилетел я в Портленд часов в 9:30 вечера 25-го мая 2001г. Портленд встретил меня расплывшимся в улыбке Ильей Тимофеевым, который радостно кричал, что никто еще не приехал, но вот скоро... Он оказался прав: из озабоченной толпы столпившихся у конвейеров американцев вскоре и вправду стали выпрыгивать знакомые физиономии: сначала появился Сережа Михайлов, затем откуда-то выскочил взъерошенный Леша Егоров, который почти сразу же опять пропал в ожидающей багажа толпе. Через некоторое время толпа рассосалась, и Леша остался у конвейера в одиночестве. Без рюкзака.

Представитель авиалинии с улыбкой нам объяснил, что ничего страшного не произошло, а Лешин рюкзак прилетит следующим рейсом, часов в 11 утра. Как раз в это время прилетели Володя Кельман с Сашей Марковым, а недоверчивый Илья решил все выяснить сам. Пока мы хлопали друг друга по спине, крича "Как жизнь, дружище!", Тимофеев нашел в каком-то темном углу одиноко лежавший рюкзак, который был незамедлительно опознан Лешей как его собственный, недавно приобретенный и потому особенно дорогой сердцу предмет. Еще некоторое время мы обсуждали, стоит ли подъехать в аэропорт следующим утром и посмотреть, что за рюкзак подыщут нам представители авиакомпании, но решили, что нам и своих рюкзаков предостаточно.

На этом мы и разъехались, кто на Hood, а кто домой к Олегу Конончуку. Надо сказать, что времени на этот момент уже было заполночь, на следующий день мы планировали выходить в 6 утра, а до горы надо было еще часа три на машине ехать, так что времени у нас осталось ровно на курочку с чаем.

Все еще начало

"Утро встретит."
Песня.

Мда, утро. После перелета через весь континент и бессонной ночи. Встреча, надо сказать, не из приятных, но из неотвратимых.

Возле начала тропы мы должны были встретить Андрея Вахутинского, который ехал из Сиэтла, и в 6 утра бодро потопать наверх. Кроме того, должны еще были подъехать Саша Калиновский с Наташей Бабушкиной из группы Эммы Дебчинской и Дима Лавров с двумя девушками, Ольгой Новик и Диной Серебряник. К 6, понятное дело, не приехал никто, даже мы сами там оказались где-то к 6:30.

Часам к 8 было решено принимать крайние меры: Олег на своем 4x4 отправился на розыски, а мы же с Володей решили действовать куда более надежным способом: заклинанием духов голодных туристов. Метод сработал как всегда - безотказно. Одновременно с вызывающим повышенное выделение слюны запахом горячего бульона мы услышали гул приближающейся кавалькады машин, впереди которой гордо мчался 4x4 проголодавшегося Олега.

Здесь следует сделать одно наблюдение. Последние несколько десятков метров дороги были покрыты снегом. А снег, как известно, под воздействием положительных температур подвержен качественным изменениям. Говоря проще, до бульона Олег добрался не скоро:)

Вытянув, наконец, ценой невероятных усилий, лопнувшей основной веревки и всевозможных родственников Олегов Ford из грязи, мы удовлетворенно вытерли рукавами заляпанные грязью физиономии и не обратили должного внимания на тихо высказанное Димой Лавровым замечание: "Хмм, странно, и чего этот Форд застрял?" А зря мы не обратили на него внимания, ибо менее через минуту были оторваны от окончательно уже остывшего бульона натужными взвизгами застрявшего на точно том же месте Isuzu любознательного Димы. Благодаря приобретенному опыту и сильно расширенной коллекции привлеченных к операции родственников, Димину машину мы вытащили довольно быстро. Любознательность остальных водителей, к счастью, была вполне удовлетворена, и через часок мы уже дружно запрыгнули под рюкзаки и пошагали навстречу дальнейшим приключениям.

Долгожданное продолжение

"Мы увлеклись беседою, а между тем надо продолжать".
М.Булгаков "Мастер и Маргарита"

Времени на данный момент уже было около часов 11, так что шли мы по самому солнцепеку, раздевшись кому до чего воспитание позволяло, с аккуратно разложенными на плечах языками. Олег, Саша Марков, Володя Кельман и я несколько вырвались вперед, что позволило нам провести наиболее невыносимые полчасика в сладкой дреме в тени последнего на восхождении дерева.

В конце концов услилия наши себя оправдали, и мы дошли-таки до места нашего будущего лагеря, где уже стояла группа Эммы Дебчинской и под ее руководством дружно училась всевозможным премудростям завязывания разных полезнейших узлов.

Мы же довольно быстро разбили лагерь, прогулялись пообщаться с соседями и довольно рано завалились спать.

Надо заметить, что за все это время нам не встретилось ни одного человека, помимо ребят из нашего клуба. Для американских условий это невероятная редкость. Возможно, что часть народа испугалась не очень хорошего состояние подъездов (за несколько дней до восхождения мы еще не знали, как близко к началу тропы мы сможем подъехать и планировали дополнительный пятичасовой подход). Возможно, сказывалось отсутствие совершенно тривиальных (вроде South Climb) маршрутов с северной стороны. В любом случае, это было приятной неожиданностью.

Восхождение

"We reached the top..."
W.H.Auden

На следующий день было восхождение. Вышли около 4-х, еще темно было. Почти сразу начался снег, пока еще пологий и мягкий, так что шли мы без кошек. К началу маршрута добрались часа через два. Нам предстояло восхождение по Adams Glacier на северной стороне вулкана; одев кошки, мы вышли на собственно маршрут. Впереди шла связка Олег Конончук-Саша Марков, за ними тройка Володя Кельман-Игорь Слепчин-Андрей Вахутинский.

Гора оказалась очень приятной; маршрут по Adams Glacier начинается довольно длинной ишачкой по относительно крутому снегу (до градусов 40), а ближе к вершине нам попалось несколько не слишком приятных трещин с не очень-то надежными мостами и две веревки мягкого льда и фирна градусов до 50, что было уже интересно. Открытый лед в описаниях не упоминался, так что это было несколько неожиданным сюрпризом. Наша тройка здесь немного отстала от первой связки: втроем подниматься по техническим участкам менее удобно.

Почти сразу после льда мы вышли на пологое снежное плато по которому нам нужно было еще несколько миль пилить до вершины. Здесь у Володи разболелся живот, и мы еще больше отстали от первой связки. К вершине мы подошли минут на 40 позже них, и замерзшие на ветру ребята сразу же пошли вниз - от ветра прятаться. Мы быстро перекусили и сходили сфотографироваться на находящуюся в 5 минутах вершину.

Общий вид на маршрут показан на Володиной фотографии (левая стрелка показывает маршрут предполагаемого спуска по North Ridge), мы поднимались по правому краю большого ледника посередине.

Спуск

"Уже третий день несчастная девица Кларисса Гарлов плутала в дремучем Эдинбургском лесу."
Снучардсон "Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов"

А вот на спуске начались приключения. Наша тройка плутанула и скатилась на южную сторону горы вместо северной.

Спускаться мы должны были не по пути подъема, а по маршруту North Ridge. Стыдно признаться, но во время восхождения не обратили должного внимания на спуск, хотя его и было видно с маршрута. Следов предыдущей связки заметно уже не было (видимо, занесло поземкой - ветер был все-таки сильный), North Ridge мы по дурости не нашли, в результате решено было спускаться по наиболее очевидной тропе, которая вскоре и вывела нас на южную сторону. Маршрут по южному склону совершенно тривиальный, метров на сто ниже вершины уже начинались колеи, проложенные бесчисленными поколениями любителей глиссирования в наиболее устойчивой позиции.

Минут через 20-30 после начала спуска, когда стало ясно, где мы находимся, мы позвонили и оставили сообщения на мобильных телефонах нескольких ребят из базового лагеря, а также дали знать о происходящем связному на "большой земле". Начали также подумывать о том, как добираться назад на противоположную сторону вулкана. Идея заночевать на снегу, а следующим утром пойти назад искать North Ridge была отвергнута, тем более, что некоторые из встреченных нами на спуске американцев утверждали, что прогноз очень неблагоприятен. Андрей Вахутинский тогда разговорился с параллельно спускающейся группой и попросил отвезти его к нашей стоянке, рассчитывая вернуться потом на машине за Володей и мной. На том мы и порешили.

В результате у нас получился 19-часовой ходовой день с ночевкой на рюкзаках без спальников и минимумом теплой одежды. К 11 вечера Володя и я спустились до кемпинга, от которого уже шла грунтовая дорога в цивилизацию. Американцы, с которыми договаривался Андрей, везти его на противоположную сторону горы все-таки не захотели и подбросили его лишь до ближайшего телефона. Пока он вызванивал 911 в безвестной деревушке, мы с Володей дрыхли под какой-то сосной. А разбудил меня заливший все вокруг свет прожектора и крик Андрея: "Вставай, шериф приехал". Оказалось, что местный шериф выполняет по совместительству обязанности рейнджера/спасателя.

По словам Андрея, шериф оказался достойным продолжателем дела куперовских следопытов, сразу же свернул на совершенно незаметный поворот на кемпинг (оставленные нами возле дороги вешки они в темноте не заметили). После этого он выскочил с фонариком из машины, мгновенно нашел наши следы и сразу же вычислил, что здесь прошло двое мужиков с рюкзаками.

Пикантность ситуации была в том, что у нас не было с собой ни денег, ни кредитных карточек, ни каких-либо ID (опять же лопухнулись - нужно было взять). Шериф отвез нас в Best Western в местной деревушке и, пожелав удачи, откланялся. Везти нас обратно к началу тропы он отказался, т.к. северная часть Адамса не входила в его юрисдикцию. Пришлось вешать лапшу на уши бедному ночному клерку в гостинице, спрашивать, сколько будет стоить такси в нужное место и т.п. Когда тот понял, сколько мы готовы заплатить за такси (но еще не понял, что денег у нас собой нет), он предложил довезти нас сам. Убедить его, что чек мы пришлем ему через недельку по почте было уже делом техники. Кстати, и клерк, и мы сами, провели бессонную ночь, поэтому в машине раздавался дружный храп, и я до сих пор подозреваю, что водитель вносил в него свой посильный вклад.

И опять подъем

А далее все было уже довольно просто - мы поднялись назад почти до самого лагеря, встретили уже спускавшихся ребят, переложили себе часть наших же вещей и сбежали вниз к машинам. Погода наверху за это время резко испортилась, и собирался народ при очень сильном ветре со снегом. Следующую ночь мы провели в том же самом гостеприимном доме Олега под Портлeндом, где все и начиналось, причем мы опять же почти не спали. Однако в этот раз заснуть нам помешало гаргантюанское количество пива и сосисок, закупленное на первой же придорожной заправке.

Некоторые выводы или главное - коммуникации

"- Что нужно сделать в первую очередь?
- В пегвую очегедь? Отгезать мосты, захватить телефон и почтамт!.."
С.Довлатов "Соло на Ундервуде"

Как выяснилось, оставленные нами на автоответчиках ребят сообщения были получены только на следующий день. В результате, они вплоть до утра 28-го числа не знали точно, что с нами случилось и, естественно, очень нервничали и волновались. Позвонить связным они не смогли ибо телефонов связных ни у кого не в лагере не оказалось. Проблемы со связью в этом походе подробно и очень правильно описаны в письме Льва Горенштейна, которое необходимо перечитывать перед каждым восхождением. Дополнительно я хотел бы добавить, что при восхождении параллельными группами желательно заранее обмениваться контактной информацией. Маршрут оказался весьма приятным, с длинными (пару часов) относительно крутыми секциями. Как это ни странно, на северной стороне Адамса не было ни одного человека кроме людей из нашего клуба! На южной же стороне бегали табуны аборигенов. Хорошего объяснения этому феномену у меня нет, подходы с севера не намного длиннее южных, может повезло нам в этот раз. Ах, да, стоит добавить, что спускаться все-таки желательно по правильному маршруту.

Фотографии

"Теперь тебе ясно или картинку нарисовать?"
Р.П.Уоррен "Вся королевская рать"

Фотографии Игоря Слепчина можно посмотреть на http://public.fotki.com/islepchin/mt_adams_2001/

Фотографии Володи Кельмана можно посмотреть на http://www.poxod.com/zhurnal_weekly/66/pictures.htm

Материал подготовил - Игорь Слепчин.
Фотографии предоставили Владимир Кельман и Игорь Слепчин.

Редактор "Weekly"   -     Вадим Учитель.

Ваш отзыв:
Имя:    E-mail:

или  почитайте, что пишут другие.